В данном посте рассмотрены элементы конструкции, характерные для большинства современных стиральных машин. Конструкция машин двух основных компоновочных схем — с фронтальной и с верхней загрузкой — отработана и в определенной степени унифицирована за последние десятилетия настолько, что всякое новое, нестандартное решение, как правило, особо подчеркивается фирмой-производителем. Простые, не требующие пояснений примеры таких решений (прямой впрыск воды в бак, звукопоглощающие панели) приводятся непосредственно по тексту.
Однако иногда в конструкции стиральной машины автомат можно встретить более сложные технические решения, которые требуют подробных разъяснений. С учетом того, что данный пост служит цели ознакомления читателя с наиболее общими принципами конструкции стиральных машин решениями, подробные описания конкретных особенностей той или иной марки вынесены в соответствующих постах.
Так, в посте, посвященном стиральным машинам LG, подробно рассмотрены принципы работы индуктивного датчика уровня и последовательность этапов работы машины по устранению дисбаланса белья в барабане. Читатель должен понимать, что, с определенными поправками на индивидуальные особенности иных моделей, эти принципы применимы и к конструктивно сходным стиральным машинам других производителей. Точно так же, в параграфе, посвященным стиральным машинам Candy серии Activa, подробно рассмотрена система циркуляции воды в гидравлической системе стиральной машины, служащая для удаления остатков нерастворенного стирального порошка. Подобные системы в последние годы стали применяться и другими производителями стиральных машин. При любых индивидуальных особенностях конструкции, идея этой системы остается той же, поэтому можно надеяться, что Вы читатель, познакомившийся по этому сайту http://mastercbt.ru с принципом работы машин Candy Activa, сможет разобраться и в иных системах циркуляции воды.
Следует иметь в виду, что действительно значимые технические решения одного производителя моментально подхватываются другими фирмами, и с небольшими изменениями (необходимыми, чтобы «выйти» из-под действия патента, защищающего права новатора) воплощаются в новых стиральных машинах.
Поэтому, учитывая тот факт, что за различными рекламными «фирменными» названиями той или иной функции стиральной машины может стоять одно и то же по своей сути техническое решение, читателю следует применять сведения, полученные об изделиях одной фирмы, к сходным конструктивно и функционально стиральным машинам другого производителя. На рис. 1.8.1 показаны основные элементы конструкции автоматической стиральной машины с фронтальной загрузкой.
Рассмотрим некоторые из этих компонентов конструкции.
Корпус изготавливается из стального листа и покрывается краской, стойкой к щелочной среде растворов моющих средств. Для снижения шума при работе стиральной машины на панели корпуса изнутри могут наклеиваться листы звукопоглощающего материала (рис. 1.8.2).
Бак стиральной машины может выполняться из стального листа, который во избежание коррозии хромируется (так называемые «нержавеющие» баки) либо эмалируется. Нержавеющий материал бака (inox), как правило, отражается наличием буквы X в обозначении модели машины. В последние десятилетия все большее распространение получают баки из пластмасс, эти материалы фирмы-производители называют по-разному: poliplex, carboran, polytenax, silitech и т.д. Пластмассовые баки дешевле и технологичнее металлических, стойки к коррозии, их материал обладает более низким по сравнению с металлом коэффициентом теплопроводности, хуже проводит звук, в результате чего уменьшается шум при работе машины и тепловые потери при нагреве воды. Главный недостаток пластмассовых баков — хрупкость, которая приводит к обламыванию крепежных ушек и образованию трещин при сильных ударах во время транспортировки стиральной машины. В стоимостном отношении самыми дорогими являются нержавеющие баки, затем идут эмалированные, и самыми
Рис. 1.8.1. Основные элементы конструкции автоматической стиральной машины:
style=»display:inline-block;width:320px;height:50px» data-ad-slot=»6068640334″>
1 — противопомеховый фильтр, 2 — клеммная коробка, 3 — пружина подвески, 4 — блок входных электромагнитных клапанов, 5 — штуцер слива воды, 6 — барабан, 7 — бак, 8 — термоэлектронагревательный элемент (ТЭН), 9 — сливной насос, 10 — амортизатор, 11 — фильтр, 12 — электродвигатель, 13 — блокиратор дверцы люка, 14 — рукоятка выбора температуры стирки, 15 — рукоятка команде/аппарата, 16 — панель управления, 17 — кнопка открывания дверцы люка, 18 — бункер моющих средств, 19 — реле уровня, 20 — люк, 21 — верхний противовес, 22 — нижний противовес, 23 — шкив, 24 — приводной ремень, 25 — корпус
Рис. 1.8.2. Звукопоглощающие панели корпуса стиральной машины дешевыми (при прочих равных характеристиках)
являются машины с пластмассовыми баками.
В Западной Европе первые стиральные машины барабанного типа имели эмалированные баки, которые страдали дефектом протечки воды. Поэтому в сознании массового потребителя укоренилось мнение, что эмалированный бак хуже нержавеющего. Однако у тех фирм, чья технология производства обеспечивает равную плотность швов между обечайкой и днищами бака, различие между нержавеющим и эмалированным баками состоит лишь в стоимости. Примером может служить продукция фирмы Merloni Elettrodomestici (торговые марки Ariston и Indesit): фирма начинала с производства газовых плит, отработала надежную технологию эмалирования и при выпуске стиральных машин обеспечивает качество эмалированных баков, ничуть не уступающее качеству баков нержавеющих.
Обычно бак имеет форму круглого цилиндра. В ряде моделей фирмы Candy для дополнительной экономии воды при стирке бак имеет овальную форму.Барабан всегда выполняется из нержавеющего материала и представляет собой перфорированный цилиндр, в который при стирке помещается белье. В машинах с верхней загрузкой укреплены оба конца оси барабана, в машинах с фронтальной загрузкой барабан крепится консольно, только на одном конце оси вращения. В машинах с верхней загрузкой барабан имеет люк для загрузки белья. На внутренних стенках барабана практически у всех современных стиральных машин имеются трехгранные выступы, зацепляющие белье при вращении барабана. Во многих моделях эти выступы заполняются водой при прохождении барабаном нижней части бака, а затем эта вода изливается на белье через выполненные в грани отверстия перфорации («эффект орошения»).
В ряде моделей для повышения качества стирки предусмотрен прямой впрыск воды в барабан стиральной машины: Direct Spray у фирмы Electrolux, система «Гейзер» у фирмы SanGiorgio (рис. 1.8.3).
Рис. 1.8.3. Прямой впрыск воды в барабан стиральной машины (система «Гейзер» фирмы SanGiorgio)
Люк стиральной машины (с фронтальной загрузкой) предназначен для загрузки белья. Прозрачное окно люка выполняется из стекла или пластмассы, иногда применяются оба материала: внутреннее стеклянное окно обращено в бак, а с внешней стороны оно дублируется декоративным пластмассовым окном, температура которого даже во время стирки при температуре 90°С остается низкой, исключая ожог при случайном к нему прикосновении. Для удобства загрузки белья конструкторы стиральных машин пытаются, насколько возможно, увеличить диаметр люка, угол разворота его дверцы в открытом положении, а также уровень люка над полом. В целях обеспечения безопасности пользователя во всех современных стиральных машинах предусмотрена блокировка дверцы люка во время выполнения программы. Во многих моделях имеется специальная кнопка открывания люка.
Система подвески бака стиральной машины включает в себя пружины, которыми бак крепится к верхней раме корпуса, и амортизаторы, которые соединяют бак с нижней рамой корпуса (рис. 1.8.4). Назначение системы подвески — снизить амплитуду колебаний бака, возникающую при работе стиральной машины из-за дисбаланса белья в барабане. Для этой цели к баку также крепятся утежеляющие его противовесы, которые выполняются из чугуна или плотного бетона. Противовесы могут располагаться над баком, под ним или на передней крышке бака, а общая их масса достигать порядка 20 кг. Противовесы из бетона имеют меньшую стоимость, однако из-за своей хрупкости могут расколоться при сильных ударах во время транспортировки. В ряде моделей бетонные противовесы заключены в пластиковую оболочку, что обеспечивает их сохранность даже при экстремальных ударных нагрузках.
Гидравлическая система стиральной машины включает в себя входные электромагнитные клапаны, распределитель моющих средств, сливной насос
Рис. 1.8.4. Система подвески:
1 — пружины, 2 — амортизаторы, 3 — противовесы
Рис. 1.8.5. Сливной насос
и набор патрубков, соединяющих эти компоненты с баком стиральной машины, а также шланги налива и слива воды. Сливной насос (рис. 1.8.5) часто конструктивно объединяется с фильтром, который улавливает предметы, оторвавшиеся от одежды или выпавшие из ее карманов (пуговицы, монеты и т.д.) и препятствует их попаданию в канализацию. Для извлечения этих предметов из насоса в цокольной части стиральной машины предусматривают крышку, через которую можно произвести очистку насоса.
Термоэлектронагревательный элемент (ТЭН) служит для нагрева воды в баке и представляет собой трубчатое омическое сопротивление, заключенное в изолятор из силикатного материала (рис. 1.8.6). Мощность ТЭНа современных стиральных машин составляет порядка 2 кВт и дает наибольший вклад в энергопотребление машины.
Рис. 1.8.6. Термоэлектронагревательный элемент (ТЭН):
а) внешний вид; б) — разрез
ТЭНы часто выполняются в сборе с термозащитным предохранителем, разрывающим цепь питания ТЭНа при перегреве, который может возникнуть, например, при сбое в выполнении программы, если ТЭН включится без воды в баке. Помехоподавляющий фильтр служит для снижения уровня радиопомех, возникающих при замыкании и размыкании контактов в элементах электрической цепи стиральной машины — командоаппарата, датчиков, реле, переключателей и т.д. Помехи в цепи могут иметь симметричный и асимметричный характер (рис. 1.8.7, а), а также распространяться в виде электромагнитного излучения. Для подавления радиопомех используются схемы с низким импедансом, включающие в себя определенным образом подобранные конденсаторы (рис. 1.8.7, б). Для токов высокой частоты при этом создается режим короткого замыкания.
Рис. 1.8.7: а) Виды радиопомех и характер их распространения: А — асимметричные помехи в цепи, В — симметричные помехи в цепи, С — излучательные помехи, S — источник радиопомех (компонент электрической цепи стиральной машины); 6) Схема помехоподавляющего фильтра: М— источник радиопомех (электродвигатель), Сх — конденсатор для подавления симметричных помех, Су — конденсатор для подавления асимметричных помех.
Надежность компонентов стиральных машин может быть проверена при так называемых ресурсных испытаниях, когда при практически круглосуточной работе, с минимальными, порядка 20…30 мин паузами для остывания между программами, за 5 …10 месяцев выполняется такое количество функциональных операций (стирок, отжимов, сушек и т. д.), как за 10… 12 лет эксплуатации в бытовых условиях. Заметим, что в связи с введением в Российской Федерации с 1 января 1997 г. обязательного указания срока службы изделий сложной бытовой техники, большинство производителей установили этот срок, равный 10 годам. Исключениями являются Electrolux (заявленный срок службы 1 год) и General Electric (заявленный срок службы 25 лет). Следует понимать, что в случае концерна Electrolux это решение связано не с техническими особенностями изделий данной торговой марки (качество этой техники не подлежит сомнению), а с попыткой выйти из-под понятия «срок службы» в том виде, в каком оно формулируется в российском законодательстве.
Ресурсные испытания, проведенные, например, в лабораториях «Ростест-Москва» в 1993…99 гг., показали, что кажущаяся более надежной подвеска барабана в машинах с верхней загрузкой (ось барабана закреплена на обоих концах, а не консольно, как в машинах с фронтальной загрузкой) не сказывается на надежности машины. Как оказалось, изделия с фронтальной загрузкой ничем не уступают машинам с верхней загрузкой по ресурсу работы.
У машин с верхней загрузкой после выполнения программы барабан останавливается со створками, расположенными в любом случайном положении. Если створки остановились напротив загрузочного люка, то открывать их и вынимать белье удобно. Если нет, то для выемки белья потребуется вручную повернуть барабан до совмещения створок с загрузочным люком. При ручном вращении барабана приходится касаться перфорированной поверхности, что неудобно, а в редких случаях даже может привести к порезам. Учитывая это, производители некоторых современных машин оснастили их специальными устройствами для остановки барабана створками напротив загрузочного люка. Однако такие устройства ведут к удорожанию стоимости машин и не всегда работают надежно.
Опыт ресурсных испытаний показал, что у многих машин с верхней загрузкой слабым местом является фиксация верхней крышки, которая довольно часто в процессе испытаний ослабевает, в результате при отжиме крышка дребезжит и даже может пропускать воду. Ресурсные испытания указывают также на меньшую стойкость противовесов, выполненных из бетона, по сравнению с чугунными противовесами, в отношении длительных вибрационных нагрузок.