Конструкции машин различаются формой исполнения, защитой от прикосновения к токоведущим частям и от влияния окружающей среды, способами охлаждения и системами смазки.
По форме исполнения станин и расположению подшипников, а следовательно, способам установки машины разделяются на восемь групп.
Учитывая тесную взаимосвязь и взаимозависимость электродвигателей с приводимыми механизмами, Минмонтажспецстроем СССР дифференцированы задачи электромонтажных и механомонтажных организаций при монтаже электрических машин.
Электродвигатели, входящие в комплекс технологических механизмов и агрегатов, компрессоров, вентиляторов, насосов и
др., монтируют организации, устанавливающие технологическое оборудование. На электромонтажные организации возложена оценка состояния и в случае необходимости ревизия и сушка таких электрических машин. Даже электродвигатели, прибывающие в разобранном виде, устанавливают механомонтажники; электромонтажные организации лишь контролируют правильность сборки и выполняют внутренние электрические соединения. Исключение представляют главные двигатели прокатных станов, моторгенераторы и преобразователи, все работы по которым выполняют электромонтажники.
Разграничены обязанности при индивидуальном опробовании смонтированных электродвигателей вхолостую или под нагрузкой. Как предусмотрено ценниками на электромонтажные работы, эти операции выполняются совместно электромонтажной я механомонтажной организациями.
Общие требования к установке электрических машин приводятся в ПУЭ, а указания по их монтажу — в СНиП и монтажных инструкциях.
Для монтажа крупных электрических машин необходимы чертежи размещения машины в агрегате (при многомашинных преобразовательных агрегатах) или по отношению к приводимому механизму и схемы присоединения машин к сети и заземлению. Для приемки фундамента и контроля правильности установки закладных деталей нужны чертежи строительного задания. На время монтажа электромонтажникам также необходимы сопроводительные документы завода-изготовителя: паспорт машины и установочные чертежи, специальные указания по ее монтажу. По машинам, прибывающим в разобранном виде, нужны заводские комплектовочные ведомости, маркировочные схемы узлов и деталей, указания по сборке.
Для монтажа крупных электрических машин разрабатываются ППЭР.
В помещениях, принимаемых под монтаж электрических машин, строители должны подготовить фундаменты и установить закладные конструкции по чертежам строительного задания. Фундаменты машин не должны соприкасаться с фундаментами колонн и другими несущими конструкциями зданий с тем, чтобы им не передавались вибрации, возникающие при работе машин и приводимых механизмов. К местам установки крупных машин подводятся подъезды для автотранспорта, а для доставки тяжеловесных крупногабаритных грузов сооружаются железнодорожные подъезды. Во время монтажа в машинных помещениях должна поддерживаться температура не ниже 5°С.
Крупные электрические машины монтируют в две стадии. К работам первой стадии относятся сооружение фундаментов и установка закладных конструкций, подготовка трасс электропроводок и заземления. Одновременно осуществляется предмонтажная ревизия, а при необходимости сушка машин, укрупнительная сборка монтажных узлов. Н а второй стадии устанавливают и крепят фундаментные плиты, монтируют па них электрические машины, соединяют их валы между собой и с приводимыми механизмами. Прокладывают электрические сети, выполняют электрические соединения и заземления. Производятся наладочно-испытательные работы-
Крупные машины монтируют бригады электромонтажников, комплектуемые из специализированных звеньев по видам работ комплекса. Численный состав бригад (звеньев) зависит от характера и объема работ.